Размер шрифта!
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Наставничество в МБДОУ №8

Приложение №1 к

приказу от 19.12.2022 г. №117-од

«Об организации внедрения целевой

модели наставничества в МБДОУ №8»

Целевая модель наставничества в МБДОУ №8

2022 год




СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

3

I. Система (целевая модель) наставничества

педагогических работников в образовательных организациях

5

1.1. Методологические основы и ключевые положения

системы (целевой модели) наставничества

5

1.2. Цели, задачи, принципы системы (целевой модели)

наставничества

7

II. Условия и ресурсы для внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества

педагогических работников в образовательной организации

8

2.1. Кадровые условия и ресурсы

8

2.2. Организационно-методические и организационно-

педагогические условия и ресурсы

9

2.3. Материально-технические условия и ресурсы

9

2.4. Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование

10

2.5. Психолого-педагогические условия

11

III. Структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации

11

3.1. Внутренний контур: образовательная организация

12

3.2. Внешний контур: региональный уровень

14

3.3. Внешний контур: федеральный уровень

16

IV. Ожидаемые (планируемые) результаты

внедрения системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации и возможные риски

17

Приложение

Приложение 1 Положение о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ №8

Приложение 2 Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ №8




АННОТАЦИЯ

Наставничество   как    социально-педагогическое    явление    существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.

Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день – неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое социально-педагогическое явление. Наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании.

Одним   из путей   разрешения данного противоречия является разработка и внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБДОУ №8. Система (целевая модель) наставничества включает концептуально-методологическую разработку основных категорий и понятий, связанных с наставничеством, нормативное правовое обеспечение наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса наставничества и наставников, определение организационно-педагогических, методических и технологических механизмов реализации системы наставничества педагогических работников.

Срок внедрения целевой модели педагогических работников в МБДОУ №8 – конец 2022 года.


         Система (целевая модель) наставничества педагогических работников в    МБДОУ №8 позволит    встроить    существующие    на    региональном и муниципальном уровне практики наставнической деятельности в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработанную на федеральном уровне, а также     окажет     практическую     помощь     в     нормотворческой     деятельности с учетом региональной специфики и потребностей. Помимо этого, система (целевая модель) наставничества позволит скоординировать развитие практик наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».




I.                  Система (целевая модель) наставничества педагогических работников

в МБДОУ №8.

1.1. Методологические основы и ключевые положения системы (целевой модели) наставничества

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Педагогическими работниками являются работники образовательных организаций, перечисленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:

-    социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;

-                                  составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации;


обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и  поддержке   приобретает   новый   опыт,   развивает   необходимые   навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).

Наставничество как мера поддержки молодых специалистов гарантируется им наряду с отсутствием испытательного срока при приеме на работу впервые, содействием в трудоустройстве, созданием условий для повышения квалификации и профессионального роста, различными доплатами к заработной плате, пособиями и иными выплатами. Меры поддержки молодых специалистов устанавливаются федеральным и региональным законодательством, а также могут предоставляться согласно отраслевым соглашениям и локальным актам работодателя. При заключении коллективных договоров целесообразно предусматривать разделы по защите социально-экономических и трудовых прав работников из числа молодежи, содержащие в том числе положения по закреплению за ними наставников, установлению наставникам соответствующей доплаты в размере и порядке, определяемыми коллективными договорами.

Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).

Характерными особенностями системы наставничества являются:

–       субъект-субъектное взаимодействие наставника и наставляемого;

–       личностноориентированная направленность;

–       выстраивание практик наставничества с использованием интернет-среды, расширение возможности получения поддержки наставников в масштабах всей страны, региона, муниципалитета;

–       интеграция в национальную систему профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста; единую федеральную систему научно-методического     сопровождения     педагогических     работников и управленческих кадров;

–       опора на лучший отечественный и зарубежный опыт наставничества педагогов с учетом государственной политики в сфере образования;

–       направленность на оказание всесторонней помощи педагогическим работникам посредством разнообразных форм и видов наставничества.

Система (целевая модель) наставничества подразумевает необходимость совместной деятельности наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции персонализированной программы наставничества.

Самопроектирование на основе желаемого образа самого себя в профессии должно стать наиболее перспективной технологией наставничества.

1.2. Цели, задачи, принципы системы (целевой модели) наставничества Цель системы (целевой модели) наставничества – создание системы

правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях   для    обеспечения    непрерывного    профессионального    роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.

Задачи системы (целевой модели) наставничества:

–              содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;

–              обеспечивать соответствующую помощь в формировании цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;

–              оказывать   методическую   помощь   в   реализации   различных   форм и видов наставничества педагогических работников в МБДОУ №8;

Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих

принципах:

–                   принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

–                   принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

–                   принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;

–                   принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку   и    реализацию    системы    (целевой    модели)    наставничества с максимальным   охватом   всех   необходимых   структур   системы   образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

 

II. Условия и ресурсы для внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в

МБДОУ №8

Система (целевая модель) наставничества является совокупностью условий, ресурсов, процессов, механизмов, инструментов, необходимых и достаточных для успешной реализации в образовательной организации персонализированных программ наставничества педагогических работников.

Под условиями понимаются те факторы, элементы и особенности функционирования образовательной организации, которые существенно влияют на различные аспекты ее результативности. Те условия, которые непосредственно задействованы в системе (целевой модели) наставничества, являются ее ресурсами, необходимыми для реализации персонализированных программ наставничества.

 

2.1. Кадровые условия и ресурсы

Кадровые условия предполагают наличие в образовательной организации:

руководителя, разделяющего ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;

куратора реализации персонализированных программ наставничества;

наставников – педагогов, которые:

•                  имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности;

•                  демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;

педагога-психолога, в фокусе которого находятся личности наставника и       наставляемого,       организация       и       психологическое       сопровождение их взаимодействия.

 

2.2.        Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы

Организационно-методические   и   организационно-педагогические   условия и ресурсы реализации системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации включают:

-                     подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;

-                разработку персонализированных программ наставнической деятельности;

-                     оказание   консультационной   и   методической   помощи   наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;

-                цифровую информационно-коммуникационную среду наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения;

-                изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;

-                  координирование     вертикальных      и      горизонтальных      связей в управлении наставнической деятельностью;

-                  нормотворческую, учебно-методическую, научно-методическую, стажировочных площадок, сетевых сообществ, педагогических ассоциаций и т.д., направленную на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;

-   осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.

 

2.3. Материально-технические условия и ресурсы

Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации могут включать:

–                   рекреационную зону (комната отдыха) для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;

–                   доску    объявлений    для      размещения      открытой      информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);

–                   Wi-Fi;

–                   средства для организации видео-конференц-связи (ВКС);

–                   другие материально-технические ресурсы.

 

2.4. Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование

Стимулирование реализации системы (целевой модели) наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.

Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность образовательным организациям коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального уровня определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности;

Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:

–       наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;

–       наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;

–       награждение  наставников   дипломами/благодарственными   письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.

На региональном уровне для популяризации роли наставника и повышения его статуса рекомендуются такие меры, как организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на региональном и федеральном уровнях; проведение конкурсов профессионального мастерства и т.д.; организация сообществ (ассоциаций) наставников, проведение конкурсов на лучшего наставника муниципалитета (региона/Российской Федерации) с вручением премий.

Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической деятельности педагогических работников носят вариативный характер и зависят от  конкретных    условий.    Если    возможности    социокультурного    окружения не позволяют полноценно мотивировать и стимулировать наставническую деятельность, образовательная организация может принять участие в региональных, федеральных или международных грантовых программах, поддерживающих развитие системы наставничества.

Среди стимулирующих мер общегосударственного значения можно выделить одну из государственных наград Российской Федерации – знак отличия

«За наставничество» (вместе с «Положением о знаке отличия «За наставничество»), введенный  в  соответствии    с    Указом    Президента    Российской    Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество». Им награждаются лучшие наставники молодежи из числа учителей, преподавателей и других работников образовательных организаций.

Также в качестве меры стимулирующего характера можно отметить ведомственные награды Минпросвещения России – нагрудные знаки «Почетный наставник» и «Молодость и Профессионализм», учрежденные приказом Минпросвещения России от 1 июля 2021 г. № 400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации». Нагрудным знаком «Почетный наставник» также награждаются лучшие наставники молодежи из числа учителей, преподавателей и работников образовательных организаций. Нагрудным знаком «Молодость и профессионализм» награждаются за популяризацию профессии учителя, воспитателя, педагога, а также заслуги в сфере молодежной политики.

 

2.5. Психолого-педагогические условия

Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Такая атмосфера позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых; нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогов старших возрастов, предотвратить их профессионально-личностное выгорание, успешно адаптировать молодых/начинающих педагогов в коллективе.

Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:

–                   широкое использование методик и технологий рефлексивно- ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; это обеспечивают педагог-психолог и различные психологические службы при реализации программ наставничества;

–              психологическую   поддержку     формируемым     парам     наставников и наставляемых посредством проведения психологических тренингов, направленных на развитие эмпатических способностей, применения акмеологических практик, укрепляющих профессиональное здоровье специалистов, способствующих преодолению жизненных и профессиональных кризисов; психолог также участвует в определении совместимости наставнических пар/групп;

–              формирование        психологической        готовности        наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.

 

III.           Структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации

Система (целевая модель) наставничества педагогических работников представляет собой не только совокупность условий, ресурсов, процессов, необходимых и достаточных для успешной реализации в образовательной организации персонализированных программ наставничества педагогических работников, но и обязательное наличие структурных компонентов и механизмов.

Все структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества распределяются на два контура: внутренний (контур образовательной организации) и внешний по отношению к ней. Это инвариантная составляющая модели, т.е. неизменная, присущая всем образовательным организациям, которые реализуют систему (целевую модель) наставничества педагогических работников.

Во внутреннем контуре концентрируются структурные компоненты, позволяющие непосредственно реализовывать систему (целевую модель) наставничества в образовательной организации   и отвечающие   за   успешность ее реализации.

На внешнем контуре представлены структурные компоненты различных уровней управления образования, которые способствуют реализации системы (целевой модели) наставничества.

Граница между внутренним и внешним контурами, а также между различными уровнями внешнего контура представляется довольно подвижной, что позволяет применить принцип вариативности при реализации системы. Далеко не в каждой образовательной организации имеется необходимый кадровый потенциал. Поэтому ряд структурных компонентов системы (целевой модели) может быть вынесен на внешний контур.

3.1. Внутренний контур: МБДОУ №8

1.                Издает локальные акты о внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества, принимает Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы.

2.                Организует контакты с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре (заключение договоров о сотрудничестве, о   социальном   партнерстве, проведение   координационных   совещаний,   участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.).

3.                Осуществляет организационное, учебно-методическое, материально- техническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели) наставничества.

4.                Создает условия по координации и мониторингу реализации системы (целевой модели) наставничества.

Общие руководство и контроль за организацией и реализацией системы (целевой модели) наставничества осуществляет заведующий МБДОУ №8.

В зависимости  от  особенностей  работы  образовательной  организации




и от количества наставников/наставляемых могут создаваться структуры либо определяться ответственные лица, например, куратор реализации программ наставничества, который назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя.

Куратор реализации программ наставничества:

-      своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых3;

-                   организовывает разработку персонализированных программ наставничества;

-      осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы (целевой модели) наставничества,   формирует   итоговый   аналитический   отчет по внедрению системы (целевой модели) наставничества;

-                осуществляет    координацию     деятельности     по     наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;

-            принимает  (совместно   с   системным   администратором)   участие в наполнении рубрики (странички) «Наставничество» на официальном сайте общеобразовательной организации различной информацией (событийная, новостная, методическая, правовая и пр.);

-          инициирует публичные мероприятия по популяризации системы наставничества педагогических работников и др.

Куратор реализации программ наставничества работает в тесном взаимодействии с первичной профсоюзной организацией или территориальной профсоюзной              организацией              (комиссией              по              зарплате и нормированию труда).

Методическое объединение (МО) /совет наставников

Методическое объединение/совет наставников образовательной организации

–   общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов-наставников образовательной организации в целях осуществления оперативного руководства методической   (научно-методической) деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества. Руководитель совета наставников может входить в созданные общественные советы наставников.

Цель деятельности МО наставников: осуществление текущего руководства реализацией персонализированных программ наставничества.

Задачи деятельности МО наставников:

¾              принимать участие в разработке локальных актов и иных документов образовательной организации в сфере наставничества педагогических работников (совместно с первичной или территориальной профсоюзной организацией);

¾              принимать участие в разработке и апробации персонализированных программ наставничества педагогических работников;


3Подробнее см. п.2.2.3. Методических рекомендаций по внедрению (применению) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (Приложение)




¾              помогать  подбирать   и   закреплять   пары   (группы)   наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников, работа с родителями, связь с системой дополнительного образования и т.п.);

¾              анализировать результаты диагностики профессиональных затруднений и вносить соответствующие корректировки в персонализированные программы наставничества;

¾              осуществлять подготовку участников персонализированных программ наставничества к конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно- практическим конференциям, фестивалям и т.д.;

¾              осуществлять организационно-педагогическое, учебно-методическое, материально-техническое,          инфраструктурное/логистическое          обеспечение реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации;

¾              участвовать    в    мониторинговых   и    оценочных   процедурах   хода реализации персонализированных программ наставничества;

¾              являться переговорной площадкой, осуществлять консультационные, согласовательные и арбитражные функции;

¾              участвовать    в     разработке    системы     поощрения    (материального и нематериального стимулирования) наставников и наставляемых;

¾              участвовать в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников.

3.2. Внешний контур: региональный уровень

 

1.                Региональный институт развития образования/институт повышения квалификации (далее – ИРО/ИПК)

Оказывают содействие при внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества на региональном уровне по вопросам:

¾              информационно-аналитического, научно-методического, учебно- методического сопровождения реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) по направлению «Наставничество педагогических работников в образовательных организациях» и др.;

¾              проведения курсов повышения квалификации для специалистов стажировочных площадок по вопросам внедрения системы наставничества;

¾              организации деятельности профессиональных сообществ педагогических работников (ассоциаций) на региональном и/или федеральном уровне на основе информационно-коммуникационных технологий.

2.     Центры   непрерывного   повышения   профессионального  мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР)




Цель деятельности: осуществление тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) педагогических работников в образовательных организациях.

Задачи деятельности ЦНППМ ПР:

¾              формировать систему методического сопровождения освоения программ дополнительного         профессионального          педагогического          образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных    дефицитов     профессиональных      компетенций,     в     том     числе с применением сетевых форм реализации программ;

¾              облегчать перенос приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику;

¾              выявлять, систематизировать, отбирать и диссеминировать новые рациональные и эффективные практики наставничества.

Тьюторство является одним из элементов системы наставничества, формой сопровождения профессионального развития педагогического работника.

Тьютор ЦНППМ ПР – штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий  персональное   сопровождение   педагогических   работников в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Он принимает активное участие в процессе повышения квалификации (освоения содержания программ дополнительной профессиональной переподготовки) и роста педагогического мастерства педагогов. Тьютор оказывает методическую помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника. Он обеспечивает содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работает по направлениям педагогической деятельности педагога во взаимосвязи с кураторами реализации персонализированных программ наставничества.

Сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагога может входить в функциональные обязанности тьютора, который должен владеть содержанием программ федерального реестра, находящимся в зоне его профессиональной компетентности, в регионе проживания, в образовательных организациях других субъектов Российской Федерации, а также в открытом образовательном пространстве; знать о «точках роста» в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития педагога, об имеющихся стажировочных площадках, ресурсах неформального и информального образования (педагогические сообщества, клубы, конференции, ярмарки  инноваций  и  др.),  которые  могут  быть  предложены в дорожной карте в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого – это долгосрочная (4-5 лет) образовательная программа профессионального самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив.




Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута как образовательной технологии предусматривает следующие позиции.

1.                Самоопределение (саморефлексия) педагога – описание идеального, желаемого образа самого себя как состоявшегося профессионала в целях предотвращения «слепого» копирования чужого опыта.

2.                Диагностика (самодиагностика) достижений, достоинств и личностных ресурсов педагога в педагогическом контексте конкретной образовательной организации (научно-теоретические, нормативные правовые, предметно-профессиональные,     психолого-педагогические      (ориентированные на обучающихся и их родителей), методические (содержание образования, методики и технологии обучения), ИКТ-компетенции, цифровизация образования, внеурочная и воспитательная деятельность, здоровьесбережение обучающихся.

3.                Диагностика   (самодиагностика)   профессиональных   затруднений и дефицитов в педагогическом контексте конкретной образовательной организации (научно-теоретические, нормативные правовые, предметно-профессиональные, психолого-педагогические (ориентированные на обучающихся и их родителей), методические (содержание образования, методики и технологии обучения), ИКТ- компетенции,                 цифровизация                 образования,                 внеурочная и воспитательная деятельность, здоровьесбережение обучающихся);

4.                Составление дорожной карты ИОМ, включающей:

а) график обучения по программам дополнительного профессионального образования;

б) осуществление инновационных для данного педагога пробно-поисковых действий, реализуемых в совместной с обучающимися педагогической деятельности;

в) участие в разработке и реализации инновационных программ и педагогических проектов; исследовательская деятельность, которая становится необходимой частью профессии;

г) комплекс и последовательность конкретных мер и мероприятий в целях достижения желаемого результата.

5.                Реализация дорожной карты (фиксируются достижения педагога по каждому из мероприятий в виде конкретного педагогического продукта (пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологии, методики, разработки занятий, сценарии воспитательных мероприятий и т.д.), а также отражается субъективное отношение к достигнутым результатам.

6.                Корректировка дорожной карты (параллельно с ее реализацией) – дополнения и изменения, вносимые в дорожную карту под влиянием изменений, происходящих в образовании, изменений запросов, интересов и потребностей самого педагога и участников образовательного процесса конкретной общеобразовательной организации.

7.                Рефлексивный анализ эффективности ИОМ (самооценка как способ обучения, рефлексия процесса достижения и достигнутых результатов по каждому из дефицитов, рефлексия степени приближения к желаемому образу педагога- профессионала).




ИОМ педагога должен быть рассчитан не на простой прирост знаний, умений, навыков, компетенций, а на главное приобретение педагогического работника – осмысление своего личностного потенциала, мотивацию к непрерывному профессиональному развитию.

 

3.3. Внешний контур: федеральный уровень

1.     ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения Российской Федерации»

Цель деятельности: разработка и сопровождение применения системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

Задачи деятельности:

¾              осуществлять информационно-методическую поддержку реализации системы (целевой модели), включая создание и ведение информационного ресурса, посвященного наставничеству педагогических работников;

¾              проводить апробацию и осуществлять сопровождение школ, реализующих систему (целевую модель) наставничества на всех этапах внедрения;

¾              выполнять функции федерального оператора реализации системы (целевой модели) наставничества при ее внедрении во всех субъектах Российской Федерации;

¾              вести федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (далее – ФРОП ДППО), в том числе по наставничеству;

¾              проводить    различные    мероприятия    (вебинары,      конференции) по внедрению системы (целевой модели) наставничества и методической поддержки системы наставничества в целом.

2.               Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов (созданные на базе организаций высшего образования)

Цель деятельности: проведение фундаментальных и прикладных исследований, трансфер научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.

Задачи деятельности:

¾              способствовать упрочению связей между системой высшего педагогического образования и системами общего, профессиональногои дополнительного образования;

¾              разрабатывать необходимое научно-методическое и учебно- методическое сопровождение формы наставничества «педагог вуза (колледжа) – молодой педагог общеобразовательной организации»;

¾              разрабатывать персонализированные программы наставничества для молодых  специалистов,   для   педагогов   со   значительным   стажем   работы и реализовывать их на курсах повышения квалификации на базе вуза.




IV. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в

образовательной организации и возможные риски

Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов «на местах». В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:

¾             непрерывный      профессиональный      рост,      личностное      развитие и самореализацию педагогических работников;

¾             рост    числа    закрепившихся    в    профессии    молодых/начинающих педагогов;

¾             развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;

¾             методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;

¾             цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;

¾             обмен   инновационным   опытом   в   сфере    практик   наставничества педагогических работников.

Для     оценки     эффективности      наставнической      деятельности     можно

рекомендовать мониторинг, состоящий из двух этапов.

1)    Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества, который оценивает:

−      результативность      реализации      персонализированной     программы наставничества и сопутствующие риски;

−   эффективность   реализации   образовательных  и   культурных   проектов совместно с наставляемым;

− процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ;

− динамику успеваемости обучающихся;

− динамику участия обучающихся в олимпиадах;

− социально-профессиональную активность наставляемого и др.

2)                  Мониторинг      влияния       персонализированной      программы наставничества на всех ее участников.

Результатом    успешной    реализации    персонализированной    программы наставничества может быть признано:

−   улучшение   образовательных  результатов   и   у   наставляемого,   и   у наставника;

− повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования;

− степень включенности наставляемого в инновационную деятельность школы;

− качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего место работы специалиста на новом месте работы;




− увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем.

При внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях возможны следующие риски4.

1.           Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.

2.           Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.

3.           Низкая мотивация наставников.

4.           Недостаточно   высокое    качество    наставнической    деятельности    и формализм в выполнении функций наставника.

5.           Низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя

«косным» наставникам и их многолетнему опыту.

6.           Низкая    степень    взаимодействия    всех    элементов    двухконтурной структуры системы (целевой модели) наставничества.





Приложение 1

Положение о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ №8

1. Общие положения

1.1.        Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников                       в                       МБДОУ №8 определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.

1.2. В Положении используются следующие понятия:

Наставник    –    педагогический    работник,    назначаемый    ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.

Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на  устранение   выявленных   профессиональных   затруднений   наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

1.3.         Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:

1)                принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2)                принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;




3)                принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

4)                принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

5)                принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности

в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

6)                принцип          аксиологичности          подразумевает          формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

7)                принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

8)                принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

9)                принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

1.4.        Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному      процессу      образовательной        организации.        Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.

2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества

2.1.            Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:

-      содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;




-    оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

-   содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;

-          способствовать   развитию  профессиональных    компетенций    педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем     внедрения     разнообразных,     в     том     числе     реверсивных,     сетевых и дистанционных форм наставничества;

-             содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;

-    оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

-   обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;

-      ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

-          содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;

-   знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными  формами  и  методами  индивидуальной  работы  и  работы в   коллективе,   направленными  на   развитие  их    способности    самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

 

2.3.      В образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых




ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары  «наставник  –  наставляемый»,  привлечь  профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное    или    целеполагающее    наставничество     –    наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)           с           наставником           более           высокого          уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).

Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары

«учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».

Форма наставничества «руководитель образовательной организации – учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации




–         учитель»,    нацеленную    на    совершенствование   образовательного   процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

 

3. Организация системы наставничества

3.1.        Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации».

3.2.    Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.

3.3. Руководитель образовательной организации:

-     осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы    (целевой      модели)      наставничества     педагогических      работников в образовательной организации;

-         издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;

-      утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;

-   утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации17;

-     издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;

-     способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет   контакты   с   различными     учреждениями     и     организациями по  проблемам   наставничества   (заключение   договоров   о   сотрудничестве, о   социальном   партнерстве, проведение   координационных   совещаний,   участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);

-           способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства  педагогических  работников,  аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.

3.4. Куратор реализации программ наставничества:

-          назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя;

-      своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;


17Приложение 2 – Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации.




-     предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);

-         разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;

-   совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)    наставников    и    наставляемых,    в    том    числе    в    цифровом    формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;

-             формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и системным администратором;

-                осуществляет    координацию     деятельности     по     наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;

-    организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций;

-    курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;

-        организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг    реализации    системы   наставничества   педагогических   работников в образовательной организации;

-     осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических   работников,    формирует    итоговый    аналитический    отчет о реализациисистемы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

-   фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).

3.5.         Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):

-     совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических работников в образовательной организации;

-        ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);




-     разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;

-            принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников;

-         осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;

-             осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение      реализации      персонализированных      программ     наставничества в образовательной организации;

-        участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

-        является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных функций и функций медиации;

-        совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников;

-    принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических            работников,            информационном            сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).

 

4. Права и обязанности наставника

4.1. Права наставника:

-      привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия;

-        знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;

-      обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;

-      осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий.

4.2. Обязанности наставника:

-    руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;

-       находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);




-                  осуществлять       включение       молодого/начинающего       специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;

-          создавать условия  для  созидания  и  научного  поиска,  творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;

-            содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);

-          участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;

-     рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

5. Права и обязанности наставляемого

5.1. Права наставляемого:

-   систематически повышать свой профессиональный уровень;

-   участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников;

-          обращаться    к    наставнику    за    помощью    по    вопросам,    связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;

-             вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации;

-       обращаться к   куратору и   руководителю   образовательной   организации с ходатайством о замене наставника.

5.2. Обязанности наставляемого:

-          изучать  Федеральный   закон    от  29   декабря    2012    г.   №    273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;

-          реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки;

-       соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

-     знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации;

-          выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;

-          совершенствовать  профессиональные    навыки,    практические    приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;




-      устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;

-     проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;

-       учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.      Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество

6.1.   Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:

-          профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

-      у наставнической   пары (группы) должен   сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.

6.2.   Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.

7.                Завершение персонализированной программы наставничества

7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:

-            завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме;

-     по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам);

-              по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).

7.2.          Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников.

По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).

                             

8.     Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации

8.1.        Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).

На сайте  размещаются  сведения  о  реализуемых  персонализированных




программах  наставничества   педагогических   работников,   базы   наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно- правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.

8.2.                Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации публикуются после их завершения.

 

9. Заключительные положения

9.1.        Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно.

9.2.    В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.




Приложение 2.

 

Дорожная карта (план мероприятий)

по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ №8

 

Наименование этапа

Содержание деятельности и примерный план мероприятий18

1.

Подготовка условий для реализации системы

наставничества

Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации:

–   приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации» (Приложение 1 - Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, Приложение 2 – Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации).

–   приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.

–   подготовка персонализированных программ

наставничества – при наличии в организации наставляемых.

2.

Формирование банка наставляемых

1)   Сбор информации о профессиональных запросах педагогов.

2)   Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.

3.

Формирование банка наставников

1)   Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в образовательной организации, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества.

2)   Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.

4.

Отбор и обучение

1) Анализ банка наставников и выбор подходящих

для конкретной персонализированной программы


18Содержание учитывает потребности образовательной организации, наставников и наставляемых, региональный опыт.



наставничества педагога/группы педагогов.

2) Обучение наставников для работы с наставляемыми:

-   подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности;

-   проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников – «установочные сессии»

наставников.

5.

Организация и осуществление работы наставнических пар/групп

1)   Формирование наставнических пар/групп.

2)   Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы.

3)   Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников.

6.

Завершение персонализированн ых программ наставничества

1)        Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества (анкетирование);

2)   Проведение школьной конференции или семинара.

3)   Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.

7.

Информационная поддержка системы наставничества

Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях, по возможности на муниципальном и региональном

уровнях.

 Text here....